-
-
"Кто не умеет говорить, карьеры не сделает"
Наполеон Бонапарт -
"Никакая другая способность человека
не даст ему возможности с такой
быстротой сделать карьеру и добиться признания,
как способность хорошо говорить"
Ч. Депью -
"Люди теряют уважение к тем, кто не может говорить
как следует, и они проникаются уважением к другим,
кто манипулирует словами с необычайной легкостью"
Т. Шибутани
-
Умение выступать публично необходимо сегодня практически каждому человеку. И учиться этому необходимо уже со школьной скамьи, а продолжить обучение в стенах учебного заведения. Студенты нашего техникума получают такую возможность на занятиях по дисциплине «Психология делового общения».
В рамках курса и для получения практических знаний студенты группы 2-ТР стали участниками читательской конференции «Человек читающий», где они оценивали выступления студентов первого курса по следующим критериям:
-
Материал хорошо изучен и представлен в хорошо структурированном виде.
-
Отбор материала, последовательность изложения и композиция проекта демонстрируют глубокое понимание материала.
-
Вступление органично перешло в основную часть.
-
Основные положения были ясными и соотносились друг с другом и были изложены в виде содержательных законченных высказываний.
-
Переходы от одного пункта к другому были плавными и логичными.
-
Заключение связывало воедино всю речь.
-
Аудитории было понятно изложение материала.
-
Изложение информации было ярким, запоминающимся.
-
Участник конференции говорил с энтузиазмом, продемонстрировал безукоризненное произношение и навыки артикуляции.
-
Участник конференции выбрал удачную позу при публичном выступлении, его движения были адекватными.
-
Участник конференции установил контакт со слушателем и приспособил содержание речи.
-
Выступление привлекло внимание слушателей, расположило их к выступающему.
-
Участник конференции в течение выступления поддерживал контакт с аудиторией.
-
Выступление участника конференции было уравновешенным
-
Работа вызвала некоторый интерес аудитории, нет «лишней» информации, сообщение не перегружено ненужными подробностями.
-
Работа вызвала большой интерес аудитории и у автора имеется своя оригинальная форма общения с аудиторией
Лучшей в плане публичного выступления, по мнению студентов группы 2-ТР, стала Лебедева Евгения, студентка группы 1-ЗМ, которая представила книгу Е. Ройзмана «Город без наркотиков». Студенты выделили ее умение четко излагать свои мысли, общаться с аудиторией, контакт глаз, использование цитат, оперирование своими чувствами, четкая дикция.
А для тех, кому еще предстоит какое-либо выступление, студенткой группы 2-ТР Андреевой Лизой подготовлена информация, которой можно воспользоваться при подготовке публичного выступления.
«Девять правил успешного выступления»
Перед выступающим всегда стоит 2 задачи: во-первых, совладать с собой, со своим волнением или смущение, а, во-вторых, завоевать внимание слушателей. Этого достичь вполне возможно, придерживаясь определенных правил.
1 правило
Обязательная структура выступления:
- Вступление — (10-15% от общего времени доклада) -
важная часть, так как более всего запоминается слушателям.
Оно включает: объяснение цели, название доклада и расшифровку подзаголовка с определением главной идеи выступления.
- Основная часть — ( 60-65%) -
- обоснование главной идеи.
- Заключение — (20-30%) -
формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи
выступления.
- 2 правило
- Залог успеха - знание информации, которую вы хотите донести до слушателей, в полном объеме. Особенно важно быть готовым к задаваемым вопросам.
- 3 правило
- Во время выступления забудьте о конспекте! Как только Вы перейдете к чтению материала – большая половина слушателей потеряют к нему всякий интерес.
Но вы можете позволить себе краткий план или главные мысли Вашего доклада.
4 правило
- Зафиксируйте для себя взглядом нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры в вашем выступлении, затем начинайте говорить.
С аудиторией необходимо постоянно поддерживать контакт. Для этого можно переводить взгляд от одного слушателя к другому.
Косвенными обращениями могут служить такие выражения: «Как вам известно», «Уверен, что вас это не оставит равнодушными» и т.д.
5 правило
- Уловки для поддержания интереса публики:
Вопросы - они могут быть риторическими, для привлечения к себе внимания.
Мини-паузы.
Время - аудитория внимательно слушает и воспринимает речь не более 15-20 минут. - 6 правило
- ОБЯЗАТЕЛЬНО! Приветствие!
- Не спешите сразу начинать выступление, сделайте паузу (5-7 секунд), чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение.
- Жесты и мимика - во время публичного выступления двигайтесь естественно. Нужно показать себя живым и энергичным.
- Эмоциональность – говорить искренне, с энтузиазмом и от души.
- Неожиданности - лучше всего реагировать на это с юмором.
- 7 правило
- Говорите грамотно и доступно.
- При этом достаточно громко, но не быстро.
- Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения!
- Избегайте длинных и сложных предложений.
- 8 правило
- Не забывайте о своем внешнем виде!
Аккуратная, соответствующая обстановке одежда сыграет только в Вашу пользу. Приятный, ухоженный вид вызывает доверие к оратору. - 9 правило
- Главное соблюдайте, чтобы во время вашего выступления не было:
- Несоответствия: Слова и жесты должны обаятельно совпадать!
- Оправдания:Никогда не нужно оправдываться перед публикой или вызывать у них сочувствие.
- Извинения: Никогда не извиняйтесь перед публикой.
- Отсутствие юмора: Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю.
- Всезнайства: «Не считайте аудиторию глупее вас иначе вам отплатят той же монетой »
- Суетливости:Будьте уверены в себе и не делайте лишние движения.
- Монотонности:«Выражайте голосом свои чувства и вы завоюете публику!»
- Отсутствия пауз:Не бойтесь делать паузы, но не заменяйте их «словами паразитами»